Cookies
Этот сайт использует cookies для улучшения Вашего пользовательского опыта
Cookies
Настройки куки
Файлы cookie, необходимые для корректной работы сайта, всегда включены. Другие файлы cookie можно настраивать.
Основные куки
Эти файлы cookie необходимы для того, чтобы вы могли пользоваться сайтом и его функциями. Их нельзя отключить. Они устанавливаются в ответ на ваши запросы, такие как настройка ваших предпочтений конфиденциальности, вход в систему или заполнение форм.
Аналитические куки
Disabled
Эти файлы cookie собирают информацию, чтобы помочь нам понять, как используются наши веб-сайты или насколько эффективны наши маркетинговые кампании, или чтобы помочь нам настроить наши веб-сайты для вас.
Рекламные куки
Disabled
Эти файлы cookie предоставляют рекламным компаниям информацию о вашей активности в Интернете, чтобы помочь им предоставлять вам более релевантную онлайн-рекламу или ограничивать количество показов рекламы. Эта информация может быть передана другим рекламным компаниям.
Пять состояний ума
по Вьясе
Сознание едино, но в силу того, что оно конституируется тремя Гунами и эти гуны в каждом объекте материального мира присутствуют в разных пропорциях, индивидуальное сознание разных людей пребывает в разных состояниях.
Вот пять основных состояниях ума по Вьяса:
1. Беспокойное
2. Ослепленное (притупленное)
3. Рассеянное
4. Однонаправленное
5. Полностью подконтрольное (здесь о нем говорить не будем)
Первые два — не способствуют практике йоги.
Следующие три — способствуют.
Последние два — способствуют Самадхи.
Беспокойный (блуждающий) ум (Кшипта).
Согласно комментарию Вачаспати Мишры, это уровень со знания, в котором преобладает энергетический компонент Раджаса, оно характеризуется спонтанной направленностью на внешние объекты, при этом отсутствует какая бы то ни было стабильность сознания.
Человек с таким состоянием сознания если и захочет практиковать йогу, то только умозрительно, поскольку ему сложно сфокусироваться на чем-либо сколько-нибудь продолжительное время.
Характеристика беспокойного ума:
• Ум скачет как обезьяна с ветки на ветку
• Беспокойство
• Встревоженность
• Хаотичность
• Суетливость
Это наименее желательное состояние ума. Оно может проявляться, как серьезное, умеренное или легкое нарушение работы ума.
Ослепленный (одурманенный) ум (Мудха)
Это состояние ума чуть более организованное, чем Кшипта, поскольку здесь активное беспокойство преодолено.
В этом состоянии преобладает инерционный компонент Тамаса. Человек в ослепленном состоянии ума одержим своими проблемами, которые он постоянно пережевывает, прокручивает и детализирует.
Сталкиваясь в жизни с какими-либо трудностями, он не может говорить или думать о чем-то кроме них. Иногда он до такой степени погружается в пережевывание своих эмоций, что близким хочется потрясти его и закричать: «Да переключись ты уже!»
Притупленный ум с большим трудом справляется с каким-либо типом медитативной практики и по причине этого состояния способен быть одержимым исключительно собственными переживаниями.
Характеристика ослепленного ума:
• Плохая память
• Мыслительные процессы медленные, вязкие
• Унылое или сонное состояние
• Тяжелый настрой, когда человек не хочет ничего делать, становится вялым, скучным, безынициативным
Крайне негативные варианты проявления ослепленного ума: Характерны для алкоголиков, наркоманов и людей, которые не хотят менять свою жизнь к лучшему и прикладывать для этого какие-либо усилия.
Не напрасно на санскрите такое состояние ума называется "мудха", что в переводе означает "осёл".
Такие люди плывут по течению, живут животными инстинктами и стремятся только к чувственным удовольствиям. Для них характерно безразличие к окружающему миру, грубость и агрессивность.
Рассеянный (разбросанный) ум (Викшипта)
Именно рассеянный ум является тем состоянием, в котором большинство из нас впервые обращается к практике йоги. Мы способны сконцентрироваться на небольшой промежуток времени, но затем снова возвращаемся в рассеянность.
Характеристика рассеянного ума:
Подобное состояние сознания можно определить как избирание объекта из некоторого многообразия при наличии относительно стабильной направленности.
Однако сосредоточение на этом уровне постоянно прерывается ввиду процесса актуального избирания объекта: один объект сменяется другим без желания субъекта зафиксировать сознание на избранном объекте.
Такой ум способен ненадолго сфокусироваться и приобретать качества устойчивости и сосредоточенности, но затем он снова начинает блуждать.
Состояние переменчивости, которое происходит в рассеянности — это состояние, которое учит нас «приручать» силу внимания.
Способность поймать рассеянный ум и снова направить внимание туда, куда нам нужно, является одним из ключевых навыков, которые мы тренируем во время практики йоги.
Люди с таким типом ума, как правило, прекрасно осознают, что им нужно заниматься йогой или медитацией. Им знакомы и состояние покоя, и рассеянность, и они хотели бы усилить свою способность к тому, чтобы находиться в более спокойном, расслабленном и сильном состоянии сознания.
Считается, что ум человека, впервые обращающегося к йоге, преимущественно относится к третьей категории, состоянию рассеянности.
Почему так важно дисциплинировать ум? Ответ на этот вопрос прекрасно сформулировал Свами Парамахамса Харихарананда:
Наша психическая слабость состоит только в неспособности удержать свои намерения в уме. Но если колебания ума преодолены, мы можем сохранить постоянство в своих намерениях и таким образом быть наделенными психической силой. По мере нарастания спокойствия ума, увеличивается наша сила. Этим качествам отвечает однонаправленный ум.
Практика Кундалини-йоги в первую очередь воспитывает однонаправленный ум.
Экагра однонаправленный ум — его качества:
• Сфокусированность
• Сконцентрировалось
• Ясность мышления:
Когда ум достиг способности быть однонаправленным, начинается настоящая практика медитации йоги.
Человек с однонаправленным умом просто продолжает заниматься своими делами, без тревожности, без беспокойства не отвлекаясь на другие раздражители.
Этот процесс рассматривается в позитивном ключе, а не в негативном смысле невнимания к другим людям или другим внутренним приоритетам.
Однонаправленный ум способен выполнять практики концентрации и медитации, ведя человека к его силе и лучшей жизни. Что делать, если вы обнаружили у себя признаки Ра ссеянного ума? Если вы узнаете в себе человека, который легко поддается рассеянности, то у меня для вас есть хорошая новость: вы идеальный кандидат для практики йоги!
Вам ничего не надо объяснять, вы здесь потому, что прекрасно понимаете, что йога вам нужна. Продолжайте идти по выбранному пути и вы воспитаете свой ум до более высокого состояния сознания. Что делать, если вы обнаружили у себя признаки Беспокойного или Притупленного ума?
Если вы диагностировали у себя первые два состояния сознания:, вам как никому другому будет сложно начать практиковать без предварительной подготовки.
Если ваше желание дисциплинировать свой ум и тело велико, если вы полны решимости изменить свою жизнь и поднять уровень своего сознания на более высокий уровень, начните знакомство с йогой с Паванмуктасан (пройдите по ссылке в самом начале этого поста, там есть вся информация).
Паванмуктасаны не только устраняют физические блоки тела, но и ликвидируют блоки в сознании. После того, как вы освоите все Паванмуктасаны, вы почувствуете, что ваш ум стал на порядок более сфокусированным и дисциплинированным.
После этого вы сможете приступить к практикам Кундалини йоги, улучшая качества своего сознания еще быстрее и эффективнее.
Made on
Tilda