Шат-тила экадаши — одновременно дарует и материальное наслаждение, и освобождение; дает возможность обрести из рождения в рождение хорошее здоровье и возвышенное духовное сознание; оберегает человека от всякой бедности – духовной, ментальной, физической, социальной или интеллектуальной, — так же, как и всех видов болезней и несчастий; освобождает от всех грехов.
Вишну — основное божество для религиозных поклонений в этот день. Его образ в форме статуэтки омывают в Панчамрите (жидкость из пяти элементов: мёд, йогурт, молоко, сахар, масло гхи), в которую предварительно добавляют кунжутные семена. В течение дня Вишну преподносят различные дары, пытаясь заслужить его расположение.
Ночью почитатели Вишну остаются бодрствовать и читают мантру, называя различные имена Вишну с невероятной преданностью и упорством. В некоторых местах верующие выполняют ягью, где семена кунжута являются важным ингредиентом подношения.
Название Шат-тила происходит от двух слов: «шат» — ‘шесть’ и «тил» — ‘кунжутные семена’. Отсюда следует, что в этот день семена кунжута используются шестью разными способами.
Кунжут обладает благостными свойствами, ведь он способствует духовному очищению человека и накоплению заслуг при выполнении религиозных ритуалов. Также имеет большое значение даяние кунжутных семян нуждающимся и голодающим.
В этот Экадаши существует традиция, по которой соблюдающие пост предлагают воду и кунжут своим родителям и предкам.
В Бхавишья-пуране об этом удивительном экадаши Шат-тила, рассказывается так:
Однажды мудрец Далбхья задал мудрецу Пуластье вопрос:
«О, уважаемый брамин, когда душа соприкасается с материальной энергией, она тотчас начинает совершать такие греховные поступки, как воровство, убийство и недозволенные половые связи. Она может совершить и множество других греховных поступков, даже таких, как убийство брахмана. Пожалуйста, объясни мне, как они могут освободиться от адского состояния, в которое они приходят в результате своих грехов?»
Пуластья-муни ответил: "О счастливый, ты задал мне хороший и сокровенный вопрос, на который даже Брахма, Вишну, Шива или Индра не смогут ответить. Пожалуйста, выслушай мой ответ очень внимательно.
В день экадаши, человек должен поклоняться Верховному Господу. Совершая поклонение, нужно помолиться:
«О, Господь Джанардана! О, самый милостивый Господь Кришна, Ты – спаситель грешников. Пожалуйста, будь милостив к тем, кто утонул в океане материального существования. О, Верховный Брахман! О, Верховная Личность Бога! О, Владыка вселенной! Пожалуйста, прими моё поклонение, и пусть примет его твоя супруга Лакшмидеви.»
Поклонившись Господу, следует поклониться браминам, даря им балдахины, одежду, обувь и сосуды с водой. Соответственно своим возможностям, следует поднести лучшим из браминов чёрную корову и кунжутные семена. Даря кунжутные семена, человек получает возможность на протяжении многих лет жить в раю.
В этот экадаши человек должен омыться в воде, смешанной с кунжутными зёрнами, нанести на тело кунжутную пасту, совершить огненное жертвоприношение с кунжутными зёрнами, предложить предкам воду, смешанную с кунжутными зёрнами, есть кунжутные зёрна и свободно раздавать кунжутные зёрна. Благодаря этим деяниям все следствия греховных поступков разрушаются.
Когда Нарада Муни захотел услышать от Кришны о славе Шат-тила экадаши и результатах соблюдения Шат-тила экадаши, то Господь Кришна рассказал Муни следующую историю:
«В древности жила женщина-брамини. Она строго соблюдала обет экадаши и поклонялась Господу. Постоянно соблюдая различные обеты в процессе своего поклонения, она стала слабой и худой. Хотя она дарила подарки бедным браминам и незамужним девушкам, она никогда не удовлетворяла браминов и полубогов подношением им зёрен. Поэтому Я считаю, что хотя тело брамини ослабло из-за того, что она совершала суровые аскезы, она была чистой душой. Но она никогда не дарила голодным зёрна.
О, лучший из браминов! Желая испытать эту брамини, Я принял облик нищего и явился в этом бренном мире. С сосудом для сбора подаяния в руках я пришёл в дом этой женщины.
Женщина сказала: «О, брамин! Пожалуйста, скажи мне, откуда ты пришёл». Я сделал вид, что не слышу её и вновь попросил милостыню. Женщина разгневалась, взяла пригоршню глины и положила её в Мой сосуд для подаяния. После этого Я вернулся в Мою обитель.
Благодаря своим аскезам женщина-брамини также вернулась в Мою обитель. Хотя у неё был прекрасный дом, из-за того, что она предложила Мне кусок глины, в этом доме не было ни богатства, ни зёрен.
О, брамин! Войдя в дом, она ничего там не нашла. Из-за того, что у неё не было богатства, женщина утратила покой. Она обратилась ко мне и разгневанно заявила:
«О, Джанардан! Я совершала суровые аскезы, соблюдала обеты и поклонялась Господу Вишну. Однако почему, в таком случае, я лишена зёрен и богатства?»
Я ответил жещине: «О, брамини! Ты пришла сюда из материального мира, а теперь, пожалуйста, возвращайся домой. Когда, движимые любопытством, жёны полубогов придут в твой дом ради даршана, ты должна задать им вопрос о славе Шат-тила экадаши. Не открывай дверь до тех пор, пока они не завершат повествование».
Выслушав Меня, брамини вернулась домой.
Однажды, когда брамини сидела в своей комнате, закрыв дверь изнутри, пришли жёны полубогов.
Они сказали: «О, прекрасная! Мы пришли сюда получить даршан. Пожалуйста, открой дверь». Брамини ответила: «Если вы хотите увидеть меня, тогда, пожалуйста, расскажите мне о значимости и славе Шат-тила экадаши и о заслуге, связанной с его соблюдением, прежде чем я открою дверь».
Тогда одна из жён полубогов рассказала о славе этого экадаши. Услышав повествование, брамини была удовлетворена и отворила им. Увидев брамини, жёны полубогов почувствовали радость.
Следуя наставлениям этих полубогинь, брамини соблюдала обет Шат-тила экадаши. Благодаря этому она стала прекрасной, сияющей владелицей достаточного количества зёрен, богатства и золота.
Однако никто не должен соблюдать этот экадаши, движимый жадностью. Благодаря следованию этому экадаши невезение и бедность уходят. Если в этот день человек жертвует кунжутные зёрна, то все следствия его греховных поступков уничтожаются».
Начало: 6 февраля, 08:15
Выход: 7 февраля, 08:13 — 11:14 (время дано для московского часового пояса).
Этот экадаши предполагает полный отказ от еды и питья. Для того, кому это невозможно разрешается Накта (ужин),один раз в день (с 16:00 до 17:13), ведь проявление своей любви и благоговения перед Богом важнее, чем любые строгие правила.
Однако есть продукты, от которых обязательно нужно отказаться на этот день, — это злаковые, бобовые и рис.
Для прерывания Экадаши достаточно принять любую зерновую пищу.
Чтобы получить полное духовное благо от Экадаши следует избегать дневного сна, бритья, натирания маслом, общения с пьяницами, а также принятия пищи в чужих домах.
Продукты допустимые в этот день:- Фрукты;
- Сухофрукты;
- Овощи и корнеплоды (кроме свёклы);
- Орехи;
- Вода.
- Запрещённые продукты :
- Зернобобовые культуры;
- Мясо;
- Рыба;
- Баклажаны;
- Капуста;
- Яйца;
- Шпинат;
- Чеснок;
- Помидоры и томатные соусы;
- Лук;
- Грибы;
- Асафетида;
- Морская соль;
- Растительное масло (кроме оливкового);
- Мёд;
- Все виды круп и особенно рис;
- Острая пища,
- Алкоголь, кофе.
Жареное и жирное сразу после окончания поста есть нельзя.Детям до 5 лет проводить экадаши нецелесообразно.Не рекомендуется Экадаши: - Беременным и кормящим женщинам,
- Пожилым,
- Больным,
- Людям с проблемным здоровьем.
Им предписана духовная работа: пожертвования, песнопения, чтение священных книг.
Нельзя проводить Экадаши, если диагностированы:- Туберкулёз;
- Злокачественные образования;
- Сердечно-сосудистые нарушения.
- Дефицит массы тела;