Экадаши (от санскр. «эка» — один, «даша» — десять) наступает за трое лунных суток до новолуния и полнолуния. Древнейшая ведическая традиция гласит: «Экадаши — мать преданности», поскольку именно в этот день каждый получает возможность сосредоточиться на своих отношениях с Богом.
Утпанна Экадаши - также известный под другим названием «Уттпатти Экадаши», приходится на одиннадцатый день Кришна — Пакши (убывающая фаза луны) месяца Маргаширша индуистского календаря.
По григорианскому календарю этот день обычно выпадает на ноябрь — декабрь. Последователи индуизма, которые только начинают соблюдать пост на экадаши, должны начинать именно с Утпанна Экадаши. Бытует мнение, что соблюдающие этот экадаши избавляются от всех своих грехов как в этой, так и в прошлой жизни.
Утпанна Экадаши знаменует победу бога Вишну над демоном по имени Мурасура. Более того, согласно индуистским легендам рождение богини Экадаши Маты приходится именно на Утпанна Экадаши.
В северных штатах Индии этот экадаши отмечают в период месяца Маргаширша, а в штатах Андхра Прадеш, Гуджарат, Карнатака и Махараштра, Утпанна Экадаши выпадает на месяц Картика. По календарю Малайам месяц называется Вришчика Масам или Тхулам, а по Тамильскому календарю он выпадает на месяц Картхигай Масам или Айпаси. Основными божествами поклонения во время Утпанна Экадаши являются бог Вишну и богиня Экадаши Мата.
В Ведических писаниях говорится, что соблюдение этого поста равносильно многочисленным пожертвованиям и купаниям в Священных водах. Как и в большинство постов Экадаши, воздержание от пищи и других плотских удовольствий в этот день позволяет очистить негативную карму, накопившуюся за несколько воплощений.
Люди, которые регулярно соблюдают этот пост наслаждаются всеми благими удовольствиями в этой жизни и после сметри отправляются в Высшие миры.
Пост Экадаши требует от человека не только физической аскезы, но и духовной. Необходимо отказаться от еды, воды, рутинных дел. Лучше всего проводить этот день в молитвах и медитациях, духовных практиках.
Пост Утпанна Экадаши начинается с рассвета и до восхода дня. Некоторые верующие могут начинать свою аскезу за день до экадаши, употребляя только саттвичную пищу перед закатом солнца.
Допускаются в этот день травяные чаи, свежие соки, сухофрукты и орехи, гречка. Употребление в пищу риса, всех форм бобовых и зерновых запрещено..
Соблюдающие пост просыпаются до рассвета в день Утпанна Экадаши. В этот день почитают бога Кришну во время Брахма-мухурта (или время Бога — начинается примерно за полтора часа до рассвета и длится 48 минут).
Старшие (родители или священники) обычно рекомендуют лично каждому в соответствии с его уровнем духовного развития благоприятный вариант поста: либо кушать лишь раз в полдень, избегая зерна и бобов; либо кушать лишь раз вечером, избегая зерна и бобов; либо поститься полностью.
В полдень обычно верующие идут к реке, чтобы совершить ритуальное омовение, сопровождаемое молитвами к Матери Земле и устраняющее все грехи, накопленные за прошлые жизни. Считается, что совершение такого ритуала позволяет войти в священную обитель Всевышнего Господа.
По завершении всех утренних ритуалов, нужно посвятить свои молитвы богине Мата Экадаши и богу Вишну.
Специальные подношения совершаются для того, чтобы доставить удовольствие Богу. Пение ведической мантры и религиозных песен считается благоприятным в этот день.
Так же принято в этот день преподносить пожертвования брахманам, беднякам и нуждающимся. Пожертвования могут быть в виде еды, денег, одежды и других жизненно необходимых вещей, имеющихся у дарителя.
Слава Утпанна экадаши описана в «Бхавишйоттара Пуране» в беседе Шри Кришны и Арджуны.
Шри Сута Госвами сказал собравшимся браминам и мудрецам: «Если человек с верой и преданностью слушает о славе экадаши и предписаниях, к нему относящихся, которые были описаны Господом Кришной, то он достигнет счастья в этой жизни, а в следующей жизни вернется в обитель Господа Вишну.
Однажды Арджуна спросил Шри Кришну: «О, Джанардана, пожалуйста, объясни мне, какое благо заключено в том, чтобы полностью поститься, есть только вечером или есть один раз в сутки, в полдень, в экадаши?»
В ответ на этот вопрос Господь Шри Кришна сказал:«О, Арджуна! В начале осени на экадаши, который имеет место быть в период убывающей луны в месяце ноябре-декабре, человек должен начать соблюдать обет экадаши. Рано утром в день экадаши он должен дать обет поститься. В полдень он должен очищать себя, совершая омовение.
Совершая омовение, он должен молиться так: «О, Ашвакранте! О, Ратхакранте! О, Вишнукранте! О, Васундхаре! О, Мриттике! О, Мать-земля! Пожалуйста, уничтожь все следствия моих греховных поступков, совершенных в прошлых жизнях, с тем, чтобы я мог достичь высшей обители».
Завершив омовение, человек должен поклониться Господу Говинде. Однажды Индра, царь небес, окруженный полубогами, обратился к Верховному Господу со следующей молитвой: «О, Владыка вселенной, о, Верховная Личность Бога, мы с почтением кланяемся Тебе. Ты – высшее пристанище, мать и отец всех и каждого.
Ты создаешь, хранишь и уничтожаешь все. Ты – благодетель земли, неба и всего материального творения. Ты есть Господь Брахма, Господь Вишну и Господь Шива. Ты – владыка и наслаждающийся всеми жертвоприношениями, аскезами, гимнами и теми, кто их совершает и возносит. В этих трех мирах, с их живыми существами и неодушевленными предметами, нет ни одного объекта, собственником и контролирующим которого Ты бы ни являлся.
О, Владыка! О, Верховная Личность Бога! О, Владыка полубогов! О, защитник душ, предавшихся тебе! О, Высший Мистик! Некогда полубоги были лишены своего небесного царства и изгнаны демонами. Они в страхе вручили себя Твоим лотосным стопам, прося защитить их. О, Владыка вселенной! Мы лишились небесного царства и оказались на земле, где погрузились в пучину страданий. Пожалуйста, будь доволен нами». Услышав подобную жалобу из уст Индры, Господь Вишну спросил у него: «Кто этот непобедимый демон, покоривший даже полубогов? Как его зовут? Каков источник его доблести? О, Индра! Пожалуйста, подробно расскажи мне все, не испытывая опасений».
Индра ответил: «О, Владыка полубогов! О, спаситель преданных! О, Верховный Господь! Неистовый демон по имени Надиджангха, причинивший полубогам неисчислимые беды, явился в семье брамина.
У него родился сын, демон столь же могущественный, как и отец, по имени Мура. Великий город Чандравати – столица Муры.
Мура изгнал всех полубогов из райского царства и сам поселился в нем. Он присвоил себе положение Индры, Агни, Ямы, Вайю, Ишы, Чандрамы, Наириты и Варуны.
Даже объединившись, полубоги не могли одолеть его.О, Господь Вишну, пожалуйста, убей этого демона и защити полубогов». Услышав слова Индры, Господь очень разгневался на тех, кто притеснял полубогов, и сказал: «О, царь полубогов, Я лично убью этого могущественного демона, твоего врага. Теперь вы все возвращайтесь в город Чандравати».
Полубоги, возглавляемые Господом Вишну, направились в Чандравати. С одной стороны выстроились полубоги, держащие в руках тысячи орудий войны, готовые сражаться, а с другой – стоял демон Мура в окружении великой армии. Он издавал грозный рык.
К тому времени демоны были истощены морально и физически из-за продолжительной войны с сурами; однако, когда они увидели воспрянувших духом полубогов, возглавляемых Господом Вишну, они пришли в ярость. Хотя Господь с легкостью победил всех демонов, Ему не удавалось одолеть демона Муру.
Какое бы оружие ни использовал Вишну, все было тщетно. Тогда Господь сошелся с демонов врукопашную; схватка продолжалась в течение десяти тысяч лет. В конце концов, Господь одержал верх над демоном и покинул место сражения, уйдя в Бадарикашрам.
В Бадарикашраме Господь вошел в прекрасную пещеру, именуемую Хемавати, где предался отдыху. Верховный Господь продолжил: «О, Арджуна! Преследуя Меня, этот демон вошел в пещеру.
Увидев Меня в ней спящим, он решил меня убить. В это время лучезарная дочь явилась из Моего тела и с божественным оружием в руках стала сражаться с демоном. В конце концов, лучезарная богиня отрубила демону голову, после чего его спутники в страхе бежали на Паталалоку.
Когда Господь восстал ото сна, Он увидел, что перед ним лежит бездыханное тело Муры и стоит лучезарная богиня со сложенными ладонями.Господь удивленно спросил богиню, кто она такая. Богиня ответила: «О, мой Владыка, я появилась на свет из Твоего тела и убила этого демона. Увидев, что Ты лежишь здесь, этот демон попытался Тебя убить, и я остановила его».
Верховный Господь сказал: «О, Богиня, Я доволен тобой и испытываю благодарность. Я готов выполнить любую твою просьбу. Ты – Моя духовная энергия. Поскольку ты явилась в день экадаши, твоё имя будет «экадаши».
Любой, кто станет следовать обету экадаши, освободится ото всех следствий своих греховных поступков и достигнет небесного счастья». С тех пор день экадаши почитают в этом мире.
О, Арджуна, человека, следующего обету экадаши, Я награждаю достижением Моей высочайшей обители. О, сын Кунти, экадаши, смешанный с двадаши, – лучший. В день экадаши следует отказываться от половой жизни, продуктов из зерновых, меда, мяса; нельзя есть с тарелки, сделанной из металла или дерева бель, а также нельзя пользоваться маслом».
Начало: 26 ноября, 08:26
Окончание: 27 ноября, 08:26-10:56 (время дано для московского часового пояса).
Детям до 5 лет проводить Экадаши нецелесообразноНе рекомендуется Экадаши: - Беременным и кормящим женщинам,
- Пожилым,
- Больным,
- Людям с проблемным здоровьем.
Детям до 5 лет проводить Экадаши нецелесообразноНе рекомендуется Экадаши: - Беременным и кормящим женщинам,
- Пожилым,
- Больным,
- Людям с проблемным здоровьем.
Им предписана духовная работа: пожертвования, песнопения, чтение священных книг.
Нельзя проводить Экадаши, если диагностированы:- Туберкулёз;
- Злокачественные образования;
- Сердечно-сосудистые нарушения.
- Дефицит массы тела;