Варутхини-экадаши — этот день почитается божество Вамана — пятый аватар Вишну.Слово «варутхини» переводится как "защищённый, бронированный", поэтому считается, что соблюдающий этот врат будет ограждён от всех несчастий и ему будет сопутствовать удача и благосостояние.
Считается, заслуги, полученные при соблюдении Варутхини-экадаша, равны пожертвованию золота в Курукшетре во время солнечного затмения или совершению любого другого пожертвования в предназначенные для этого дни.
Соблюдающий врат будет освобождён от всех грехов и получит освобождение из бесконечного круга перерождений. Кроме того, Варутхини-экадаш считается равным ста обрядам каньядаан (выдачи дочерей замуж).
Так же, как и в другие экадаши, преданные держат строгий пост, который подразумевает отказ от еды и воды. Кроме того, разрешён один приём пищи за день до поста. Воздержание продолжается до восхода солнца на двадаши (12-й титхи).
Тем же, кто не придерживается строгого поста, рекомендуется отказаться от риса, нута, гороха, чечевицы, мёда и невегетарианской пищи. Также нужно отказаться от потребления пищи из металлической посуды.
В этот день почитается одна из реинкарнаций Бога Вишну— Вамана. Преданные проводят специальную пуджу и соблюдают правила: бодрствуют всю ночь, воздерживаются от азартных игр, гнева и любых других негативных чувств по отношению к другим людям, отказываются от сексуальных взаимоотношений, проявления силы, а также не наносят на тело масло.
В день Вирутхини-экадаша благостно читать священные писания, такие как «Вишну Сахастранам» и «Бхагавад Гита». Также будет полезно провести время за слушанием и пением бхаджанов в честь Вишну.Легенда о Варутхини экадаши:Однажды Махарадж Юдхиштхира сказал Шри Кришне:
«О, Васудева! Я предлагаю мои смиренные поклоны Тебе. Теперь, пожалуйста, расскажи мне об экадаши, который приходится на период убывающей луны в месяце апреле/мае. Расскажи мне о его названии, влиянии и славе».
Господь Кришна отвечал:«Мой дорогой царь, название этого экадаши – Варутхини, и он одаривает человека благой удачей как в этой жизни, так и в следующей.
Следуя этому экадаши, живое существо обретает непреходящее блаженство, уничтожает последствия своих грехов и обретает великую удачу.
Соблюдая этот обет, несчастная жена становится счастливой, человек обретает счастье и процветание как в этой жизни, так и в следующей; люди становятся свободными от цикла рождения и смерти; все следствия их греховных поступков аннулируются, и они обретают преданное служение Господу.
Царь Мандата был освобождён, должным образом соблюдая этот экадаши. Соблюдая Варутхини экадаши, можно достичь результатов совершения аскез на протяжении десяти тысяч лет.
Объём заслуг, приобретаемых благодаря раздаче 40 кг золота во время солнечного затмения на Курукшетре, достигается просто благодаря соблюдению этого Варутхини экадаши.
О, лучший из царей! Лучше жертвовать слона, нежели лошадь.
Ещё лучше жертвовать землю, но ещё лучше жертвовать кунжутные зёрна.
Жертвовать золото лучше, чем жертвовать кунжутные зёрна, а ещё лучше жертвовать злаки. Нет лучшего дара, нежели зёрна!
О, лучший из царей! Раздавая зёрна в качестве дара, можно удовлетворить предков, полубогов и всех живых существ.
Учёные мужи постановили, что отдать в дар дочь – то же самое, что подарить зёрна. Сам Верховный Господь сравнил раздачу зёрен с раздачей коров. Больше того, из всех видов благотворительности высочайший – это распространение знаний.
Следуя Варутхини экадаши, можно получить результаты всех видов благотворительности.
Человек, выручающий деньги за продажу дочери, несомненно, совершает великий грех, за который он будет находиться в аду до времён окончательного уничтожения мироздания. Потому никто никогда не должен принимать богатство в обмен на дочь.
О, царь царей! Домохозяин, который, движимый жадностью, продаёт дочь, становится в следующей жизни кошкой. Что касается человека, украшающего дочь драгоценностями, которые ему по карману, и дарящего эту дочь достойному жениху, то даже Читрагупта, главный секретарь Ямараджы, неспособен оценить добродетель такого человека.
Человек, соблюдающий этот экадаши, должен воздерживаться от того, чтобы есть из металлического горшка, не должен есть мясо, горох, шпинат, мёд, есть пищу, приготовленную другими людьми, есть больше одного раза и не должен заниматься сексом, начиная со дня, предшествующего Экадаши.
Необходимо избегать всего вышеописанного, ибо иначе обет экадаши разрушается. Наряду с вышеописанными, определённые запреты должны соблюдаться не только в течение трёх дней, но всегда.
Господь Шри Кришна продолжил: «Каждый, соблюдающий таким образом Варутхини экадаши, освобождается от последствий всех грехов и возвращается в вечную духовную обитель. Поклоняющийся Господу Джанардане в этот экадаши, бодрствуя всю ночь, также освободится от всех грехов и достигнет духовной обители.
Поэтому, о царь, тот, кто страшится своих грехов и их последствий, а также самой смерти, должен очень строго соблюдать пост в Варутхини экадаши. О благородный Юдхиштхира, слушающий или читающий прославление священного Варутхини экадаши обретет благо, равное награде за пожертвование тысячи коров, и, в конце концов, вернется домой, в обитель Господа Вишну».
Так заканчивается повествование о славе Вайшакха-Кришна экадаши, или Варутхини экадаши, из Бхавишья-уттара Пураны.
В этот день люди придерживаются строгого поста в честь бога Вишну. Пост начинается на рассвете и заканчивается с восходом солнца на следующий день (двадаши).
Важность этого поста упоминается в диалоге между Дхармараджей Юдхиштхиру и богом Кришной в священном тексте «Брахманда-Пурана».
Юдхиштхира Махараджа сказал:
“О Шри Кришна, как называется экадаши темной половины месяца пауша (декабрь-январь)? Как соблюдать его и какому Божеству поклоняться в этот день? Пожалуйста, поведай мне это, о Джанардана”.
Я не так доволен жертвоприношениями или пожертвованиями, как соблюдением моими преданными полного поста экадаши. Поэтому, по мере сил надо поститься в экадаши-день Господа Хари.
О царь, на благо всего человечества Я опишу сейчас тебе способ соблюдения Пауша-Кришна экадаши. Пауша-Кришна экадаши известен также как Сапхала-экадаши.
В этот день надо поклоняться Господу Нараяне, он является его правящим Божеством. Надо следовать описанным раньше способам поста. Как среди змеев лучший — Шеша-нага, среди пернатых — Гаруда, из жертвоприношений наилучшее Ашвамедха-ягья, а из рек наилучшая — Мать Ганга, среди богов — Господь Вишну величайший, а из дваждырожденных брахманы лучшие, так из всех дней экадаши — лучший.
Тот, кто строго соблюдает экадаши, становится очень дорог Мне, и, конечно же, всячески почитаем Мною. Выслушай сейчас, как Я опишу процесс соблюдения Сапхала экадаши.
В Сапхала экадаши Мой преданный должен поклоняться Мне, предлагая свежие фрукты соответственно месту, времени и обстоятельствам, и медитировать на Меня как на всеблагую Высшую Личность. Он должен поднести Мне плод джамбира, гранат, бетель, кокосовый орех, гуаву орехи, гвоздику, манго и различные виды ароматических пряностей. Также он должен предложить Мне благовония и светильник на гхи. Так как предложение светильника в Сапхала экадаши особенно благоприятно, Преданный должен стараться бодрствовать всю ночь.
Блага поста и всенощного бодрствования.
О лучший из царей, ни одно жертвоприношение или паломничество не принесет блага, равного или превышающего благо от поста в Сапхала экадаши.
Такой пост — особенно если бодрствовать всю ночь— даст искреннему преданному тот же результат, что и аскетическая практика на протяжении пяти тысяч лет. О лев среди царей, пожалуйста, слушай прославленную историю этого экадаши.
Это случилось в городе Чампавати, которым правил святой царь Махишмата. У него было четыре сына.
Старший из них, Лумпака, всегда был занят очень греховной деятельностью — недозволенным сексом с чужими женами, азартными играми, постоянно общался с известными проститутками. Своими злонамеренными поступками он постепенно растратил богатство отца, царя Махишматы; также Лумпака стал критиковать полубогов и брахманов и каждый день поносил вайшнавов. В конце концов, царь Махишмата, видя состояние своего сына, изгнал его в лес.
Лумпака был так греховен, а царь так гневен, что из страха перед ним даже сострадательные родственники не стали защищать Лумпаку.
Изумленный этой ссылкой Лумпака задумался: “Отец изгнал меня, и даже родственники не возражали. Что мне теперь делать?”
И он устроил греховный план: “Под покровом тьмы проникнуть в город и похитеть его сокровища. Днем я буду оставаться в лесу, а ночью вернусь в город”.
Думая так, он вошел в темныйлес. Днем он убивал многих животных, а ночью воровал в городе ценности.
Горожане несколько раз арестовывали его, но из страха перед царем они оставили его в покое.
Они решили, что царевич из-за грехов прежних рождений потерял свои царские достоинства и действует так греховно. Хотя Лумпака был мясоедом, он каждый день ел также и фрукты. Случилось так, что он жил под баньяновым деревом, которое очень дорого Господу Васудеве. Многие поклонялись этому дереву как богу всех растений в лесу.
В то время, как Лумпака совершал столько греховных и недостойных поступков, наступил Сапхала экадаши. Накануне экадаши он провел всю ночь без сна, т.к. воздух был холодным, а его одеяло — тонким. Холод не только украл у него покой, но и почти убил его. Когда взошло солнце, он стучал зубами и находился почти в коматозном состоянии. Все утро того дня, экадаши, он не мог выйти из оцепенения.
Когда наступил полдень Сапхала экадаши, грешник Лумпака встал и смог покинуть свое место под баньяновым деревом. Но с каждым шагом он спотыкался. Он шел по лесу медленно и неуверенно, подобно хромому, страдая от голода и жажды. Лумпака был так слаб, что не смог в тот день убить ни одного животного. Это заставило его собрать кое-какие фрукты, упавшие на землю. Когда он вернулся к баньяновому дереву, солнце садилось.
Положив фрукты рядом с собой на землю, Лумпака запричитал: “О горе мне! Что мне делать? Дорогой отец, что стало со мной? О Шри Хари, пожалуйста, будь милостив ко мне и прими эти фрукты!”
Он был вынужден вновь провести всю ночь без сна, но тем временем Верховная Личность Бога, Мадхусудана, остался доволен подношением лесных плодов Лумпакой и принял их. Помимо воли Лумпака провел экадаши в полном посте, и это позволило ему без дополнительных препятствий вновь обрести царство.
Выслушай, О Юдхиштхира, что случилось о сыном царя Махишматы, когда лишь часть полученного блага пустила росток в его сердце. На следующий день, когда взошло прекрасное солнце, перед Лумпакой появился дивный конь и остановился возле него. Одновременно с чистого неба внезапно донесся голос: “Этот конь твой, Лумпака. Оседлай его и немедленно отправляйся навестить свою семью!
О сын царя Махишматы, милостью Господа Васудевы и благодаря соблюдению тобой Сапхала экадаши, твое царство без дальнейших помех вернется к тебе. Таково благословение, полученное тобой соблюдением поста в этот благоприятный день. Сейчас иди к отцу и займи свое законное место в династии”.
Выслушав эти божественные слова, Лумпака вскочил на коня и поскакал в город Чампавати.
Благодаря соблюдению Сапхала экадаши, он стал лучшим царевичем, чем раньше, и смог погрузить свой ум в лотосные стопы Верховной Личности Бога, Хари. Иначе говоря, он стал Моим чистым преданным.
Лумпака выразил отцу, царю Махишмате, свое смиренное почтение и принял обязанности царевича. Видя своего сына с вайшнавскими украшениями и тилакой, царь Махишмата дал ему царство и Лумпакабеспрепятственно правил много-много лет.
Каждый раз, когда наступал экадаши, он поклонялся Всевышнему Господу с великой преданностью. По милости Шри Кришны он получил чудесную жену и замечательного сына. В старости он передал царство сыну — точно так же, как получил его от своего отца — а сам отправился в лес, служить Всевышнему Господу, управляя умом и чувствами.
Очистившись от всех материальных желаний, он оставил тело и вернулся домой, обратно к Богу, заняв место у лотосных стоп Господа Шри Кришны.
О Юдхиштхира, тот, кто обращается ко Мне, как Лумпака, полностью освободится от тревог и сожалений.
Несомненно, каждый, кто правильно соблюдает этот великий Сапхала экадаши, — пусть даже ненамеренно, подобно Лумпаке, — будет прославляем в этом мире. Он полностью освободится от смерти и возвратится на Вайкунтху, в этом нет сомнения. Кроме того, тот, кто просто слушает прославление Сапхала Экадаши, получит ту же награду, что и совершающий Раджасуйя-ягью, и, по крайней мере, попадает в следующем рождении на райские планеты”.
Так заканчивается повествование о славе Пауша-Кришна экадаши, или Сапхала-экадаши, взятое из Бхавишья-уттара Пураны.
Начало: 4 мая, 05:39
Окончание: 5 мая, 05:37 — 10:50 (время дано для московского часового пояса).
В этот день не допускается:- Есть пищу из металлической посуды;
- Есть все виды бобовых (маша, чечевицы, нута и т. д.), шпината, мёда;
- Приёмы пищи вне дома;
- Потребления пищи более 1 раза в день;
- Интимная близость.
- Азартные игры;
- Занятия спортом;
- Дневной сон;
- Чистка зубов;
- Распространение слухов;
- Поиск виноватых;
- Общение с духовно-падшими;
- Ложь и гневливость.
- Заниматься напряжённой работой;
- Лежать;
- Бриться;
- Наносить на тело масло
Продукты, которые можно употреблять всегда, даже в экадаши и в чатурмасью: - Любые фрукты (свежие и сушеные),
- любые орехи (также арахис) и ореховое масло
- Картофель,
- Тыкву,
- Кабачки,
- Свеклу,
- Огурцы,
- Редис,
- Зеленую папайю,
- Лимоны, авокадо,
- Маслины, кокос,
- Любой сахар;
- Гречневую крупу (но ее нужно тщательно перебирать от зерновых);
- Любые молочные продукты, за исключением молока и йогурта в соответствующие месяцы чатурмасьи.
Чтобы прервать Экадаши — достаточно принять любую зерновую пищу.
Если вы выдержали пост и голодали на сухую, начните с 0,5 литров воды с растворённой в ней щепоткой соли по вкусу.
Можно добавить несколько капель лимонного сока.Через некоторое время вкусите фрукты или овощи, сок из них. Не спешите набрасываться на еду. По-хорошему, желудок не будет её просить сразу. Нужно дать ЖКТ время пробудиться от физиологического отдыха. Переедание может нанести вред физическому и тонкому телу.
Чтобы получить полное духовное благо от Экадаши следует избегать дневного сна, бритья, натирания маслом, общения с пьяницами, а также принятия пищи в чужих домах.
Детям до 5 лет проводить Экадаши нецелесообразно.Не рекомендуется Экадаши: - Беременным и кормящим женщинам,
- Пожилым,
- Больным,
- Людям с проблемным здоровьем.
Им предписана духовная работа: пожертвования, песнопения, чтение священных книг.
Нельзя проводить Экадаши, если диагностированы:- Туберкулёз;
- Злокачественные образования;
- Сердечно-сосудистые нарушения.
- Дефицит массы тела;