Следующий пранический поток в нашем теле — Апана-вайю, его еще называют «внешним дыханием».
Апана-вайю это первооснова нашей иммунной системы.
Апана-вайю — одно из пяти качеств праны.
«Ваю» означает «ветер», а «апана вайю» означает «ветер, который уходит».
Апана-вайю соответствует элементу Земли и Муладхара-чакре.
Этот поток работает в сотрудничестве с прана-вайю, обеспечивая удаление продуктов жизнедеятельности из нашего тела.
Движение потока: нисходящий поток изнутри наружу, он течет вниз и выходит из тела через ступни. Физиологически выход отходов жизнедеятельности осуществляется через прямую кишку
Функция Апана-вайю
На уровне физической оболочки:
• Обеспечение бесперебойной работы выделительной системы организма
• Устранение продуктов жизнедеятельности из легких и выделительной системы
• Апана-вайю отвечает за зачатие, роды
• Управляет почками, мочевым пузырём, толстой и прямой кишкой, половыми органами.
На уровне ментальной оболочки:
• Управляет устранением негативных сенсорных, эмоциональных и умственных переживаний
• На тонком уровне апана устраняет не только физические отходы, но и все нежелательное или угрожающее здоровью.
• Этот поток поддерживает иммунную систему и помогает сохранить разум свободным от разрушительных сил
Концентрируется в:
• Органах выделительной и репродуктивной систем
• Проявляет себя, как нисходящий поток, движущийся от пупка к области таза и ног
Гармония Апана-вайю
Баланс:
• Сбалансированная Апана способствует балансу в пищеварительной, иммунной и репродуктивной системах.
• Когда Апана сильна и сбалансирована, она укореняет и заземляет нас, обеспечивая основу для здорового тела и гибкого позитивного взгляда на жизнь.
• Сильная апана нужна для избавления от токсинов.
• Она также дает способность ясно осознавать, что нужно сохранить, а от чего избавиться, дает ощущение безопасности и возможность шаг за шагом продвигаться вперед.
Избыток:
• Человек с избытком Апаны медлителен, ленив, тяжел на подъем, заторможен.
Дефицит:
• Когда апана слаба, мы становимся восприимчивыми к болезням, страху, сомнениям, замешательству, неуверенности и потере цели.
Апана и Прана вайю
Итак, мы имеем два пранических потока, Прана вайю — восходящий поток (вдох) и Апана вайю (выдох) — нисходящий поток. Апана и Прана-вайю считаются самыми важными из пяти основных вайю.
В течение дня более активна Прана-вайю, а ночью активизируется Апана-вайю.
У тех людей, кто в силу своей профессиональной деятельности или образа жизни, регулярно ночью бодрствуют, поток Апана-вайю разбалансирован, что приводит к большим проблемам со здоровьем.
Прана-вайю и Апана-вайю функционируют вместе, двигаясь в противоположных направлениях, и взаимодействуют с Агни (внутренним огнём).
На вдохе пламя Агни раздувает Прана-вайю, а на выдохе он посредством Апана-вайю «выдувает» сгоревшие отходы.
В Упанишадах говорится, что из-за Праны-вайю и Апаны-вайю джива или индивидуальная душа, пойманная в ловушку противоположных сил, колеблется вверх и вниз.
Джива сравнивается с птицей, которая привязана к своему насесту: куда бы она ни улетала — все равно возвращается назад.
Постоянный отток Апаны вниз, необходимый для правильного функционирования выделительной системы, может истощать нас, уводя от внутреннего единства, которое является целью йоги.
Йога тренируют Апану работать эффективно — она помогает нам сохранять и перенаправлять эту энергию так, чтобы мы могли получить доступ к более глубоким планам осознания.
Перенаправляя Апану, мы создаем основу, на которой можем пробудить и усилить наш внутренний духовный огонь