Удана-вайю подхватывает прану от Саманы и доносит ее до Вьяны, которая распределяет прану по всему телу, снабжая его питательными веществами, жидкостью и энергией.
Дальнейшее продвижение праны сопровождается Саманой, Апаной и Уданой под руководством Вьяны. Таким образом, взаимосвязь этих пран очень сложная.
Это означает, что все праны взаимозависимы, но соединяются они при помощи Вьяны.
Вьяна-вайю — этот поток, пронизывающий все тело, он отвечает за процессы кровообращения, очищение крови и лимфы от токсинов, распределение энергии по всему телу, за работу кровеносной, лимфатической и нервной систем организма.
Когда Вьяна сильная, это сопровождается ощущением жизни в потоке.
Когда Вьяна не сбалансирована, уму трудно сконцентрироваться на какой-либо идее, мысли хаотичны, фрагментарны, не скоординированы и бессвязны.
Пять упапран:
Курма — она находится в области глаз и активизирует открытие и закрытие век, расширение и сужение зрачка, защищает глаза от попадания инородных предметов, контролирует размер радужной оболочки, регулируя интенсивность падающего света.
Крикара — вызывает кашель и чихание, защищает носовую полость и горло от попадания инородных предметов.
Девадатта — вызывает зевоту и нагоняет сон.
Дхананджая — образует слизь, питает тело и остается в нем после смерти.
Нага — отвечает за отрыжку и икоту, ослабляет давление в абдоминальной области посредством отрыжки.
Нади — система каналов, по которым в соответствии с представлениями йоги движется жизненная энергия (прана).
Прана протекает по энергетическим каналам под названием Нади. В Хатха-йоге-прадипика указывается, что в теле человека насчитывается 72 тысячи Нади.
Нади переводится, как «полая трубка», эти трубки предназначены для циркуляции потоков тонкой праны.
Нади делятся на несколько типов:
Первый тип Нади: это нематериальные, невидимые тонкие энергетические каналы.
Внутри этой группы имеются два типа Нади:
• Манас — каналы для разума.
• Читта — каналы самоощущения.
Второй тип Нади: плотные. Это физиологические энергетические каналы, включающие в себя нервы, мышцы, сосуды кровеносной и лимфатической систем.
Выделяют десять главных нади, три из которых считаются наиболее важными — это Ида, Пингала и Сушумна:
Сушумна — главный Нади.
Ида — на левой стороне тела.
Пингала — на правой.
Первое, что говорится о Центральном канале, это то, что он полый внутри. Слово «полый» означает «пустой», внутри него нет ничего, ни пространства, ни времени.
Центральный канал — это путь, по которому сознание и энергия расходились друг от друга, вокруг этого пути сформировались чакры.
Сушумна проходит внутри позвоночного канала и имеет четырехслойную структуру. Сначала идет полый канал Сушумна — это внешний слой, считается, что он существует вне времени и пространства.
Внутри Сушумны располагается канал Ваджра-нади. Этот канал содержит в себе Раджасические энергии.
Внутри Ваджра-нади находится еще один канал — Читра-нади. Он содержит в себе Саттвические энергии.
Внутри Читры проходит очень тонкий канал, он известен как Брахма Нади, по нему пробуждённая Кундалини следует от Муладхары до Сахасрара Чакры.
В этом канале находятся 6 Чакр. Седьмая высшая чакра Сахасрара находится вне нашего физического тела, в ауре, немного выше темени.
Ида и Пингала пересекают Сушумну четыре раза, пересекая и окружая чакры, таким образом прокладывая путь вверх для активизированной Кундалини.
Энергия в тонком теле человека в нижних энергетических чакрах более тяжелая, поднимаясь вверх к высшим энергетическим чакрам, энергия утончается.
Сахасрара — самая тонкая чакра, которая олицетворяет связь индивидуальности с Целым. Это уровень наиболее широкого ракурса восприятия реальности.
Общей чертой всех традиций йоги является идея восхождения по центральному каналу сушумне к верхним центрам. Это восхождение связано как с подъёмом энергии вверх, так и с выходом из тела во время смерти.