Cookies
Этот сайт использует cookies для улучшения Вашего пользовательского опыта
Cookies
Настройки куки
Файлы cookie, необходимые для корректной работы сайта, всегда включены. Другие файлы cookie можно настраивать.
Основные куки
Эти файлы cookie необходимы для того, чтобы вы могли пользоваться сайтом и его функциями. Их нельзя отключить. Они устанавливаются в ответ на ваши запросы, такие как настройка ваших предпочтений конфиденциальности, вход в систему или заполнение форм.
Аналитические куки
Disabled
Эти файлы cookie собирают информацию, чтобы помочь нам понять, как используются наши веб-сайты или насколько эффективны наши маркетинговые кампании, или чтобы помочь нам настроить наши веб-сайты для вас.
Рекламные куки
Disabled
Эти файлы cookie предоставляют рекламным компаниям информацию о вашей активности в Интернете, чтобы помочь им предоставлять вам более релевантную онлайн-рекламу или ограничивать количество показов рекламы. Эта информация может быть передана другим рекламным компаниям.
Мокшада Экадаши
11.12.2024
Мокшада Экадаши отмечается в качестве Гита-Джайянти, или дня рождения «Бхагавад-Гиты», на одиннадцатый день Шукла Пакша (растущей фазы луны) в период лунного месяца «Маргаширша».

По Грегорианскому календарю этот день обычно выпадает на ноябрь или декабрь. Как следует из названия, соблюдающий аскезу во время Мокшада Экадаши достигнет освобождения, или Мокши, из цикла рождений и смертей и прибудет в божественную обитель Бога Вишну «Вайкунтх».

Этот Экадаши соблюдается с огромной преданностью и рвением на всей территории Индии.

Он также известен под названием «Мауна Экадаши», что подразумевает соблюдение молчания (мауна) в течение всего дня. В некоторых штатах Южной Индии и прилегающих областей Ориссы этот Экадаши также известен под названием «Байкунта Экадаши». Он является очень значимым, поскольку всем соблюдающим аскезу в этот день гарантируется прощение за все плохие поступки и совершённые грехи в течение жизни.

В этот необходимо проснуться с рассветом и выполнить омовение.

В пост Мокшада Экадаши отказываются от еды и питья в течение всех 24 часов, с восхода солнца в Экадаши-титхи (титхи — день) и до следующего восхода Двадаши-титхи.

Многие верят, что человек, который с глубокой верой соблюдает этот пост каждый год, достигнет освобождения после своей смерти.

Если вы не можете соблюдать строгий пост-допускается в этот день употребление молока и молочных продуктов, фруктов и других продуктов растительного происхождения.

Такой вариант облегчённого голодания подходит, например, беременным женщинам.

Употребление риса, зерновых, бобовых, лука и чеснока в этот день строго запрещены даже для тех, кто не соблюдает аскезу во время Мокшада Экадаши.

А для последователей Бога Вишну в этот день необходимо обязательно принимать в пищу листья дерева Бильва (дикая яблоня, считается священным деревом Шивы).

Последователи почитания Бога Вишну с преданностью ждут его Божественного благословения. В этот день также преклоняются перед Священным текстом «Бхагавад-Гита» и во множестве храмов читаются проповеди.

Придерживающиеся этой аскезы возносят свои молитвы Богу Кришне через выполнение ритуалов пуджи. А вечером они посещают храмы, посвящённые Богу Вишне, где участвуют в праздничных церемониях.

Чтение таких текстов, как «Бхагавад-Гита», «Вишну Сахасранамам» и «Мукундаштакам» во время Мокшада Экадаши считается благой заслугой.

В индуизме считается, что человек, соблюдающий пост в Мокшада Экадаши, помогает достичь мокши, или освобождения, для своих уже умерших родственников.

Считается, что именно в этот день «Бхагавад-Гита», широко известное индуистское священное писание, было рассказано Кришной Арджуне во время эпической битвы у Курукшетры.

Именно по этой причине Мокшада Экадаши считается благоприятным для Вайшнавов и других последователей бога Вишну.

Этот день также является благоприятным для подношения «Бхагавад-Гиты» любому заслуживающему того человеку, чтобы дать ему возможность почувствовать любовь и расположение Вишну.

«Вишну-Пурана» говорит о пользе голодания во время Мокшада Экадаши, равной суммарной пользе от соблюдения поста во время всех других двадцати трёх Экадаши индуистского календаря.

Таково величие Мокшада Экадаши!

Однажды, по легенде из «Брахманда-пурана», Юдхиштхира спросил Господа:
— О Вишну, владыка всего сущего, тобой восхищаются в трёх мирах, о владыка всей Вселенной, о создатель этого мира, о самая древняя личность, о величайший из всех существ, я предлагаю всё своё глубочайшее почтение тебе.

О владыка владык, во имя блага всех живых существ будь добр, ответь на несколько имеющихся у меня вопросов: «Как называется Экадаши во время светлой фазы луны месяца Маргаширша (ноябрь-декабрь), соблюдение которого помогает искупить все грехи? И что необходимо делать человеку в этот день, и какому божеству преклоняться в этот священнейший из дней? О владыка, пожалуйста, объясни мне это!».

И Кришна ответил:

— О драгоценный Юдхиштхира, ты задал очень правильный вопрос, который сам по себе принесёт тебе величие. Также как я ранее тебе разъяснил о драгоценном Утпанна Маха-Двадаши, который проходит во время тёмной фазы луны месяца Маргаширша, это тот самый день, когда богиня Экадаши-деви вышла из моего тела, чтобы убить демона по имени Мура; а также тот самый день, в который благословлено всё живое и неживое в трёх мирах; также я сейчас тебе поведаю об этом Экадаши, который приходится на светлую фазу луны месяца Маргаширша.

Этот день известен под названием «Мокшада Экадаши», поскольку он очищает верных последователей от всех греховных влияний и дарует им освобождение.

Почитаемым божеством этого чудесного дня является Дамодара. Со всем своим вниманием человек должен преклоняться перед ним через подношение ладана, лампады с маслом гхи, благоухающих цветов и бутонов цветов туласи манджари.

О величайший из праведных царей, пожалуйста, послушай эту древнюю и чудесную историю об этом прекрасном Экадаши.

Человек, даже просто услышавший эту историю, получает благую заслугу, сопоставимую с принесением в жертву коня.

Под влиянием этой благой заслуги прародители, родители, сыновья и другие родственники этого человека, попавшие в один из адских миров, могут избавиться от своих мук и вознестись в мир богов.

И уже только по этой причине, о царь, тебе необходимо очень внимательно выслушать эту историю.

Это произошло в одном прекрасном городе, который назывался Чампака-нагар, красиво украшенном по случаю последователями Вайшнавами. Где величайший из праведнейших царей Махараджа Вайханаша управлял своими подданными так, будто они были его дорогими сыновьями и дочерями. Все брахманы этого столичного града обладали глубочайшими познаниями во всех четырёх видах ведического знания. И однажды тому правителю, праведно управлявшему своим государством, приснился сон, в котором его отец испытывал адские страдания в одном из адских миров, управлял которым Яма, повелитель смерти. Царь преисполнился чувством сострадания к своему отцу, отчего слёзы потекли по его лицу. На следующее утро Махараджа Вайханаша описал всё то, что он увидел в своем сне, своему совету, состоявшему из дважды рождённых учёных-брахманов.

«О Брахманы! — обратился к ним царь, — в своём сне в прошлую ночь я увидел своего отца, испытывающего страдания в одном из адских миров. В своих мучениях он рыдал и просил меня: „О сын мой, прошу тебя, избавь меня от мучений в этих адских условиях!“

Покой покинул мой разум, и даже моё прекрасное царство теперь не радует меня больше. И также ни мои лошади, ни слоны и колесницы, равно как и бескрайнее богатство в моей сокровищнице, которые прежде доставляли мне столько удовольствия, больше не приносят мне радости. Всё, о величайшие из брахманов, даже моя собственная жена и сыновья, перестало радовать меня с тех пор, как я увидел страдания моего отца и его адские мучения.

Куда мне идти и что мне сделать, о брахманы, чтобы облегчить его страдания? Моё тело сгорает от страха и печали! Прошу вас, скажите мне, какие благие дела, какой пост, какая аскеза, какая глубокая медитация или служение какому Божеству способны избавить моего отца от этой агонии и даровать освобождение моим предкам?

О величайшие из брахманов, каков смысл оставаться могущественным сыном, когда твой отец страдает на одной из адских планет? Воистину, жизнь такого сына абсолютно бесполезна, как для него, так и для его предков».

И тогда дважды рождённые брахманы ответили ему: «О, царь, там, в лесу, в той гористой местности, недалеко от здешних мест, есть ашрам, где живёт великий святой Парвата Муни. Он знает прошлое, настоящее и будущее, он наверняка сможет тебе помочь в облегчении твоих страданий».

Услышав этот ответ, измученный страданиями правитель мгновенно собрался в путь к ашраму известного мудреца Парвата Муни.

Ашрам и вправду был огромных размеров и служил пристанищем для многих учёных мудрецов, воспевающих священные гимны четырёх Вед (Ригведа, Яджурведа, Самаведа и Атхарваведа).

Приближаясь к священному ашраму, царь заметил Парвата Муни, сидящего посреди собрания, мудрецов, украшенных многими сотнями тилаков всех традиций. И был он будто Брахма или Вьяса.

Махараджа Вайханаша со смиренным почтением к Муни склонил свою голову и простёр своё тело перед ним.

После этого царь присел посреди участников собрания, и Парвата Муни поинтересовался у него о благополучии семи ветвей его огромного государства (его министры, казначейство, армия, союзники, брахманы, жертвенные подношения и нужды его подданных). Муни также спросил его о том, обходят ли беды его королевство стороной, а также о том, насколько миролюбивы, счастливы и удовлетворены его подданные.

На эти вопросы царь ответил: «По твоей милости, о великий мудрец, все семь опор моего царства в полном порядке. Но есть одна проблема, с которой я столкнулся недавно. И чтобы решить её, я пришёл к тебе, о брахман, за твоей помощью и советом».

Затем Парвата Муни, величайший из всех мудрецов, закрыл свои глаза и ушёл в медитацию на прошлое, настоящее и будущее царя.

Через какое-то время он открыл свои глаза и сказал: «Мой дорогой царь, твой отец в прошлой жизни был очень похотливым человеком, из-за чего и оказался в аду. В период светлой фазы луны месяца Маргаширша есть Экадаши, который называется „Мокшада“. Если ты будешь внимательно следовать предписаниям этого Экадаши, будешь строго соблюдать пост и посвятишь благие заслуги от этой аскезы своему отцу, тогда он избавится от своих страданий и будет тотчас освобождён».

Услышав это, Махараджи Вайханаша щедро поблагодарил великого мудреца и затем вернулся в свой дворец, чтобы выполнить предписанную строгую аскезу.

О, Юдхиштхира, во время светлой фазы луны месяца Маргаширша Махараджи Вайханаша с верой дождался дня Экадаши.

Затем он в совершенстве и с глубочайшей верой постился во время Экадаши вместе со своей женой, детьми и другими родственниками.

Так, прилежно выполнив долг, он посвятил заслуги от своей аскезы своему отцу, и в момент посвящения заслуг небесные апсары спустились на землю и осыпали его лепестками прекрасных цветов.

А отец царя был превознесён посланниками полубогов и отправлен в мир богов. И пока он переходил из низшего мира в средний и из среднего в высший, миновав своего сына, он сказал ему: «Мой дорогой сын, я благодарю тебя!». И, в конце концов, достигнув мира богов, он смог снова посвятить своё служение Кришне, и как тому и следовало быть, вернулся назад домой в божественную обитель.

«О сын Панду, всякий, кто строго соблюдает пост во время священного Мокшада Экадаши, следуя установленным правилам и предписаниям, достигает полного и абсолютного освобождения после своей смерти. Нет лучшего дня для голодания, чем этот Экадаши светлой фазы луны месяца Маргаширша, о Юдхиштхира, потому что это самый чистый и безгрешный день. Всякий, кто будет с верой соблюдать пост в этот день, который, как драгоценный камень чинта-мани, исполняет все желания, получит особые благие заслуги, не поддающиеся счёту, а также сможет избежать жизни в аду, воплотившись в мире богов.

А тот, кто соблюдает предписания этого дня для своего духовного роста, сможет навсегда вернуться в божественную обитель, никогда больше не возвращаясь в этот физический мир».

Так оканчивается рассказ о величайшем Мокшада Экадаши, описанный в «Брахманда-Пуранах».

Детям до 5 лет проводить Экадаши нецелесообразно

Не рекомендуется Экадаши:

  • Беременным и кормящим женщинам,
  • Пожилым,
  • Больным,
  • Людям с проблемным здоровьем.

Им предписана духовная работа: пожертвования, песнопения, чтение священных книг.

Нельзя проводить Экадаши, если диагностированы:

  • Туберкулёз;
  • Злокачественные образования;
  • Сердечно-сосудистые нарушения.
  • Дефицит массы тела;
Made on
Tilda